Уважаемые родители!
Если ваш ребёнок посещает занятия с учителем-дефектологом, знайте, что плохую речь нельзя исправить заодно или даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его родителей.
Исправление звукопроизношения проводится поэтапно:
1-й этап — подготовительный (формирование интереса к логопедическим занятиям; развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия с помощью игр и специальных упражнений; формирование и развитие артикуляционной моторики — это выполнение артикуляционной гимнастики и специальных упражнений для губ, языка, голоса, дыхания и др.)
Протекает у некоторых детей медленно и может потребоваться длительная тренировка.
2-й этап — постановка звуков (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов). Сроки постановки звука у каждого ребёнка индивидуальны.
3-й этап — автоматизация - закрепление звука в слогах, в словах, предложениях, небольших рассказах, потешках, чистоговорках, стихотворных текстах со словами, включающими исправленные звуки.
Протекает у некоторых детей медленно и может потребоваться длительная тренировка.
4-й этап — дифференциация поставленных и автоматизированных звуков (в случаях замены одного звука другим).
5-й этап — автоматизация звуков в самостоятельной (спонтанной) речи - в монологах, диалогах, играх, развлечениях, на прогулках и других формах детской жизнедеятельности.
Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого и свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Тренируйтесь, пожалуйста, дома!
Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику.
Если звук уже поставлен — закрепляйте его, отрабатывайте с ребенком речевой материал, записанный в тетради домашних заданий, следите за звуками в повседневной речи.
Не забывайте выполнять все рекомендации учителя-дефектолога!
Развитие мелкой моторики у детей в домашних условиях
Развитие мелкой моторики очень важно для полноценного развития мозга. Благодаря действиям и играм на развитие мелкой моторики ребёнок развивает координацию движений, учится управлять своим телом, концентрировать внимание на предметах. Никто не даст 100% гарантии, что только благодаря постоянной стимуляции пальчиков ребёнок рано заговорит или вырастет вундеркиндом, но развитие моторики рук – это одно из простых и эффективных развивающих занятий. Организованная система мероприятий, включающая в себя занятия лепкой, игры и упражнения на развитие мелкой моторики и ручной умелости комплексно воздействует на развитие детей:
- повышает сенсорную чувствительность, т.е. способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
- развивает пространственное, логическое и конструктивное мышление;
- развивает общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизирует работу обеих рук;
- развивает творчество, фантазию и воображение;
- способствует развитию речевой и познавательной активности;
- развивает ребенка эстетически, учит ребенка видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
Интересных игр на развитие мелкой моторики очень много!
Можно подключить и свою родительскую фантазию.
В добрый путь!
Чем же можно позаниматься родителям с детьми в свободное время дома, чтобы развить ручную умелость?
- разминать пальцами пластилин, лепить из теста, пластилина различные фигурки;
- нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
- застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки;
- запускать пальцами мелкие волчки, заводить механические игрушки ключиками;
- нажимание разных кнопок музыкальных игрушек и книжек с кнопками.
- хлопать в ладоши;
- игры с конструктором, мозаикой;
- складывание матрешек;
- игры с песком, водой;
- мять руками поролоновые губки и рвать бумагу;
- рисовать, раскрашивать различными материалами (ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, пальчиковыми красками);
-собирать игрушки;
-переливать из кружки в кружку воду;
- очищать вареные яйца от скорлупы;
-очищать мандарин;
-перемешивать, например, салат;
-под присмотром взрослого перебирать пшено, рис, гречку, фасоль, горох, макароны - это будет и массажный эффект;
-наклеивать и отклеивать наклейки, магниты на холодильник;
-играть в песочнице - трогать, пересыпать песочек, лепить куличики - отвинчивать и завинчивать крышечки, пробки от пластиковых бутылочек;
-игрушки-погремушки, шуршащие, разной фактуры, игрушки-лабиринты, где на проволочке перебирают деревянные бусины.
Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают глобальную задачу - косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка. Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений.
Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.
Артикуляционная гимнастика дома
Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.
Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения.
Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так. Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:
- Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т.е., чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л).
- Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.
- Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т.е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).
Коррекционные занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся два-три раза в неделю, в зависимости от сложности речевого нарушения. Однако этого недостаточно для коррекции речи. Заниматься с ребёнком необходимо и дома.
Организация проведения артикуляционной гимнастики дома:
- Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут.
- Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце).
- Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…»
- Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.
Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают. Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.
Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения:
«Заборчик», «Окошечко», «Трубочка», «Чашечка», «Блинчик», «Иголочка»,
«Мостик», «Парус», «Бегемотик».
Это некоторые основные упражнения, их намного больше. Здесь надо сказать, что особенно важные это первые два упражнения – «Заборчик», «Окошечко», так как именно от этих упражнений будут выполняться и другие. Например, чтобы выполнить упражнение «Парус», мы говорим ребенку: «Сделай «Заборчик» - «Окошечко» - «Парус». И так любое упражнение будет начинаться именно с этих двух.
Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 7 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать»
Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как:
«Часики», «Качели», «Лошадка», «Чистим зубки», «Вкусное варенье» и др.
Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка. В упражнение «Качели» можно считать, таким образом, ребенок поднимает – опускает язык вверх – вниз, а взрослый считает «кач – кач».
Если язык у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону, ребенок не может удержать позу даже короткое время, обязательно обратитесь к дефектологу.